Ан-124 «Руслан»
По сравнению с «Антеем» пришедший ему на смену тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» способен выдерживать на борту в два раза большую полезную нагрузку, в основном крупногабаритную, транспортировка которой не может производиться ни автомобильным, ни железнодорожным и даже речным транспортом. Технические возможности Ан-124 в полной мере были учтены для случаев переброски на дальние расстояния из глубокого тыла личного состава, колесной и гусеничной техники, ракетных комплексов и другого штатного вооружения на театры военных действий.
Первый полет опытного самолета состоялся 26 декабря 1982 г. В транспортную авиацию ВВС машины стали поступать в 1987 г.
В соответствии с назначением самолета спроектирована герметичная грузовая кабина: длина ее — 36,5, ширина по полу — 6,4, высота — 4,4 м. Над грузовым отсеком расположена пассажирская кабина, вмещающая 88 человек.
Носовая и хвостовая рампы (люки), комплекс погрузочно-разгрузочного оборудования, состоящего из двух мостовых кранов грузоподъемностью по 10 т, двух лебедок с тягой по 3 т, рольгангов, — все это позволяет быстро и удобно производить погрузку и выгрузку техники и грузов. Самоходная техника загружается своим ходом: загрузка — через передний, выгрузка — через задний люки.
Повышению эффективности эксплуатации самолета способствует разработанная и впервые в отечественном самолетостроении примененная система регулирования высоты пола грузовой кабины. Она вызвала большой интерес специалистов на 36-м Авиасалоне во Франции. Главный конструктор самолета С-5А «Гэлекси» после осмотра «Руслана» признал, что фирме «Локхид» не удалось доработать подобную систему.
Для достижения высокой скорости впервые в практике ОКБ использовано относительно толстое крыло стреловидной формы с умеренно сверхкритическим профилем. Тщательно отработаны формы хвостовой части фюзеляжа, крыла, обтекателей шасси и многое другое, что обеспечило высокие аэродинамические качества и способствовало увеличению дальности полета.
В конструкции планера широко использованы композиционные материалы общей площадью 1500 м2, что позволило снизить массу пустого самолета на 2 т. Пол грузовой кабины изготовлен из титанового сплава.
Шасси самолета выполнено по трехопорной схеме — двух носовых и десяти основных амортизационных стоек. На всех опорах установлено по два колеса.
В мотогондолах на пилонах под крыльями установлено четыре турбореактивных двухконтурных двигателя конструкции ОКБ В.А. Лотарева и два вспомогательных двигателя ТА-12, которые обеспечивают запуск сжатым воздухом основных двигателей на земле и в полете. Основными источниками электропитания являются четыре генератора, установленные на основных двигателях.
Автоматизированная топливная система состоит из четырех групп, каждая из которых питает «свой» двигатель.
Кабина выполнена с учетом требований эргономики, на рабочих местах свободно размещаются шесть членов экипажа. За ней расположена кабина сменного экипажа. На приборной доске индикаторов и сигнализаторов примерно в два раза меньше, чем в кабине самолета Ан-12. Электрогидромеханическая система автоматического управления самолетом и тягой двигателей работает по заданной программе на всех этапах полета, оповещая световыми и звуковыми сигналами, что надо сделать на каждом этапе полета.
Для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях при противодействии ПВО противника и длительном отрыве от основной базы предназначено бортовое оборудование, состоящее из прицельно-навигационного пилотажного комплекса. В его состав входят система автономной навигации, система высотно-скоростных параметров, аппаратура вождения самолета в боевых порядках, РСБН «Омега», система посадки, а также другие системы и комплексы радиоэлектронного оборудования (РЛС, KB, MB и ДМВ радиостанций).
Вооружение на борту Ан-124 отсутствует. Во время боевых действий в Афганистане самолет применялся для военных перевозок. Использовался также для доставки ЗРК «Пэтриот» в интересах многонациональных сил во время войны в районе Персидского залива и других международных акциях.
На Ан-124 «Руслан» установлен ряд мировых рекордов по грузоподъемности и дальности полета. 6 июня 1987 г., пройдя по замкнутому маршруту 20150,3 км, превзошел достижение 1962 г. американского «Боинг-52Н», равнявшееся 18 245,5 км.
Состоит на вооружении ВВС России, эксплуатируется авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Волгоднепр». Строится малыми сериями.
|