МиГ-27 истребитель-бомбардировщик
Во второй половине 60-х годов у советских ВВС возникла потребность в новой легкой ударной машине, поскольку стало ясно, что, кроме всеобщей ядерной войны, возможны и локальные конфликты с применением обычного оружия. Требовался самолет, способный наносить удары по стационарным и мобильным наземным, а также морским целям. Такая машина должна была нести большое число свободнопадающих бомб малого калибра, современное оборудование и вооружение, в частности прицельно-навигационную систему, лазерный дальномер и управляемые ракеты класса «воздух—поверхность»Созданием тактических ударных самолетов в ОКБ А.И. Микояна занимались и ранее, поэтому работы в этом направлении были вполне обоснованны. Разработка машины принципиально новой конструкции требовала больших финансовых затрат, и, естественно, было принято решение использовать в качестве базы массовый истребитель МиГ-23. Таким образом, создание истребителя-бомбардировщика МиГ-27 — это развитие серии ударных самолетов МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-23БК. Снижение требований к скоростным характеристикам истребителя-бомбардировщика, предназначенного преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника, что значительно упростило и облегчило конструкцию МиГ-27.
Поначалу это был тот же МиГ-23 с измененным прицельным оборудованием и двумя дополнительными узлами подвески бомб на хвостовой части фюзеляжа. Однако форма его носовой части стала иной. Скошенный вниз, слегка приплюснутый из-за отсутствия РЛС цельнометаллический нос полумонокок, напоминающий клюв утки (отсюда и прозвище «утконос»), значительно улучшал обзор из кабины летчика вперед и вниз, что отвечало назначению машины — атака наземных целей. Летные данные практически не отличались от соответствующих характеристик истребителя МиГ-23.
Разработка истребителя-бомбардировщика МиГ-27 (изделие 32—25) началось в 1972 г. на базе МиГ-23БМ. Первый полет на нем выполнил в 1974 г. летчик-испытатель В. Меницкий.
МиГ-27 представлял собой уже полностью самостоятельную машину. Силовая установка его состояла из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-29Б-300 со статической тягой на форсаже 11 500 кгс. Сопло внешнего контура заменили более легким хвостовым коком из титанового сплава, что снизило тягу силовой установки. Упразднение системы управления воздухозаборниками позволило снизить вес машины на 300 кг, но при этом уменьшилась максимальная скорость полета с числа М=2,35 до М=1,7 по газодинамической устойчивости силовой установки. Снятие 500-килограммовой РЛС дало возможность установить на МиГ-27 две кованые бронеплиты трапециевидной формы по бортам кабины летчика. Запас топлива увеличился до 5400 л за счет дополнительного топливного бака под поликом закабинного отсека. Подвесные топливные баки емкостью по 800 л каждый унаследованы от МиГ-23. Подфюзеляжный ПТБ ограничивал скорость до М=1,4, а два подкрыльевых ПТБ были вообще дозвуковыми.
Шасси самолета трехопорное. Носовая стойка имеет два колеса с бескамерными шинами, основные стойки — по одному. Носовая стойка оборудована механизмом возврата колеса в нейтральное положение по полету. Грязезащитные щитки позволяют самолету рулить и взлетать с грунтовых аэродромов.
Что касается вооружения, то вместо двухствольной пушки ГШ-23М МиГ-27 получил мощнейшую шестиствольную 30-мм пушку ГШ-6-30 с боекомплектом 260 патронов и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Семь усовершенствованных точек подвески вооружения позволили довести максимальную бомбовую нагрузку до 4000 кг.
Однако переделка истребителя формально в истребитель-бомбардировщик не могла не иметь негативных последствий. В процессе эксплуатации поступавших в войска МиГ-27 происходили случаи невыхода передней стойки шасси, заклинивания пушки, отказа топливного насоса бака 1А из-за обрыва цепи питания в фильтре помех, установленном вблизи пушки, и др. Все это учитывалось при очередных доработках. Серийное производство МиГ-27 продолжалось до 1977 г., всего было выпущено 560 самолетов этого типа.
|